Регистрация уведомлений о залоге движимого имущества: от дополнительных услуг можно отказаться

21 августа 2014

 

Письмо Федеральной нотариальной палаты О взыскании нотариусами тарифов за оказание услуг правового и технического характера при совершении нотариального действия по регистрации уведомлений о залоге движимого имущества

В соответствии с решением Правления Федеральной нотариальной палаты от 21.07.2014 года сообщаю следующее.

В Федеральную нотариальную палату поступают сообщения от граждан и организаций о направлении нотариальными палатами субъектов Российской Федерации нотариусам рекомендаций по взысканию нотариусами тарифов за оказание услуг правового и технического характера при совершении нотариального действия по регистрации уведомлений о залоге движимого имущества. В связи с этим обращаю Ваше внимание на следующее.

Нотариусы имеют право согласно статье 23 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате взимать плату за оказание ими услуг правового и технического характера.

Вместе с тем, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 01.03.2011 г. № 272-О-О, предоставляемые нотариусами услуги правового и технического характера по своей сути являются дополнительными (факультативными) по отношению к нотариальным действиям, содержание которых определяется законодательством.

Лицо, обратившееся к нотариусу, не связано необходимостью получения от нотариуса - помимо нотариальных действий - дополнительно услуг правового или технического характера. Получение этих услуг для лица, обратившегося к нотариусу, носит исключительно добровольный характер: при его несогласии с формой, структурой, размерами оплаты этих услуг и прочими условиями такие услуги не оказываются, а их навязывание нотариусом недопустимо. Лицо, обратившееся к нотариусу, вправе при необходимости самостоятельно осуществлять соответствующие действия.

Кроме того, в соответствии со статьей 103.1 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате в случае направления уведомления о залоге нотариусу в электронной форме плата за услуги технического и правового характера не взимается.

В связи с этим, по мнению Федеральной нотариальной палаты плата за оказание услуг технического характера при совершении нотариального действия по регистрации уведомления о залоге движимого имущества может взиматься только в случае заполнения нотариусом соответствующей формы уведомления по просьбе заявителя обратившемся за совершением данного нотариального действия на личном приеме у нотариуса.

Федеральная нотариальная палата разделяет мнение нотариусов, что тариф за регистрацию уведомления о залоге движимого имущества и выдачу выписки из реестра уведомлений залога движимого имущества, предусмотренный Основами законодательства Российской Федерации о нотариате явно занижен, но вместе с тем полагает недопустимым истребование нотариусами от граждан дополнительных документов, не предусмотренных действующим законодательством (например, заявление о регистрации уведомления о залоге движимого имущества и свидетельствование на нем подлинности подписи гражданина) и взимание тарифа за регистрацию каждого объекта залога, а не за регистрацию уведомления о залоге движимого имущества, как это предусмотрено статьей 22.1 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате.

Подобные факты не способствуют повышению авторитета Российского нотариата.

В связи с изложенным, прошу Вас принимать взвешенные и осмотрительные рекомендации по взысканию нотариусами тарифов за оказание услуг правового и технического характера при совершении нотариального действия по регистрации уведомлений о залоге движимого имущества и не допускать навязывания нотариусами услуг, не являющихся обязательными при совершении указанного нотариального действия.

В свою очередь, Федеральная нотариальная палата намерена разработать и внести предложения по вопросу размера тарифов за регистрацию уведомления о залоге движимого имущества и выдачу соответствующей выписки из реестра уведомлений о залоге движимого имущества.

Президент Федеральной
нотариальной палаты                                    К.А. Корсик